Еврейские праздники отличает строго установленный ритуал, позволяющий воссоздать события, лежежащие в основе каждого праздника и особое отношение к работе. В праздник запрещена всякая работа.
Праздник всегда противопоставлялся будням, ежедневным обыденным занятиям. Характерная черта праздника — «ничегонеделание», не совершение обычных занятий.
Еврейские праздники можно разделить на следующие категории:
Согласно Торе, в которой человек сравнивается с фруктовым деревом. Это пора, когда самые раннецветущие деревья в Земле Израиля пробуждаются от зимнего сна и начинают новый цикл плодоношения.
В этот день принято есть фрукты, в особенности виноград, фиги, гранаты, оливки и финики - то есть те плоды, которыми Тора прославляет Израиль – "страну пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, масличных деревьев и финикового меда".
Это весёлый и карнавальный праздник, в который принято пить вино и печь особое треугольное печенье со сладкой начинкой.
Работать в эти дни не запрещено.
Тора повелевает избавляться от «квасных» продуктов и есть в эти дни мацу. Запрещена вся работа, кроме приготовления пищи.
Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года (5 ияра по еврейскому календарю). 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов (33, против 13) приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства.
Евреи ликовали, арабы начали военные действия. Территорию, определенную ООН для создания еврейского государства, пришлось защищать с оружием в руках еще до создания еврейского государства де-юре.
14 мая 1948 года, в день, когда истекал срок британского мандата, Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название - Мединат Исраэль (Государство Израиль).
В канун праздника во всех городах Израиля устраиваются фейерверки. Это единственный официальный нерабочий день в Израиле, когда работает городской транспорт, а население, соблюдающее еврейские религиозные традиции, может ездить в автомобилях и зажигать огонь, поэтому праздник отмечается массовым выездом на пикники.
Традиция зажигания костров берет свое начало в каббалистической книге "Зоар" ("Сияние"). Когда Рашби умер, его дом наполнился неземным светом в заслугу его глубоких познаний в Торе и открытию ее глубоких тайн, ибо Тора уподобляется свету, как сказано: "Ибо заповедь - это свеча, а Тора - свет".
Вечером по всему Израилю зажигают большие костры. Стар и млад собираются вокруг них, танцуют и поют. Ночью многие ездят на могилу раби Шимона на горе Мерон. Этот обычай особенно соблюдается хасидскими общинами и изучающими Каббалу. Хабадники устраивают в этот день массовые шествия по центральным городам.
В этот праздник принято украшать синагоги зеленью. В Иерусалиме толпы людей направляются к Стене Плача ночью и молятся там с первым миньяном. Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную и мучную пищу.
Запрещена любая работа, кроме приготовления пищи.
В этот день в 136 году римские легионы захватили крепость Бейтар, последний оплот повстанцев Бар-Кохобы; многие тысячи евреев были убиты, большинство остальных вынуждены были покинуть родину, эмигрировать в другие страны.
В первый вечер Рош А-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья.
Звук шофара (бараньего рога) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:
Евреи берут курицу (для женщин) или петуха (для мужчин), совершают обряд и относят к шойхету (резнику), а затем дарят бедным примерную стоимость птицы. Запрещены не только работа, но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и половые сношения. Также в Израиле в этот день не работают теле- и радиостанции, общественный транспорт и аэропорты.
Вечером и утром Симхат Тора, в синагогах устраивают Акафот: торжественное шествие со свитками Торы вокруг возвышения в центре синагоги, на котором читается Тора. Акафот сопровождается танцами и всеобщим ликованием, которыми евреи выражают веру и любовь к Творцу - одни из самых светлых в жизни каждого еврея.
Закончился годичного цикла чтения Торы, и сразу же начинается новый.
Праздник победы над греками и освящение жертвенника и Храма. Когда греки вошли в Храм, то осквернили всё масло, которое там находилось; а когда династия Хашмонаим окрепла и победила их, искали масло, чтобы зажечь Менору (храмовый светильник) и нашёлся только один кувшинчик с маслом, запечатанный печатью первосвященника, и было в нём масла достаточно только на один день горения; тогда случилось чудо и зажигали от него восемь дней.
В ашкеназской традиции на этот праздник принято давать детям деньги готовить картофельные оладьи и играть в специальный ханукальный волчок-дрейдл. В соответствии с обычаем в первую ночь зажигают крайнюю правую свечу ханукии (светильника).
Во вторую ночь добавляют вторую свечу слева от первой, зажигают добавленную свечу первой, а затем двигаются вправо. Такая процедура повторяется каждую ночь, сначала зажигают добавленную свечу, затем остальные слева направо.Работать в эти дни не запрещено.